Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 100 105.71

Об истории создания, современной реальности и перспективах развития Международной организации гражданской обороны

Ежегодно 1 марта отмечают Всемирный день гражданской обороны. Эта дата празднования приурочена к созданию 1 марта 1972 года Международной организации гражданской обороны (МОГО). В этот год организация получила статус межправительственной, но существовала она задолго до этого. Тогда же в силу вступил устав МОГО, который был одобрен 18-ю государствами.

История Международной организации гражданской обороны началась в Париже в 1931 году. Тогда французским генералом медицинской службы Жоржем Сен-Полем по инициативе нескольких стран была основана "Ассоциация Женевских зон" "зон безопасности". Главной целью учреждения этой организации стало создание во всех странах локальных зон безопасности. Осуществляться это должно было путем соглашений.

Под понятием "Женевские зоны" имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).

Идея основателя "Женевских зон" заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями.

В 1935 году по инициативе Ассоциации "Женевских зон" французский Парламент принял резолюцию, в которой предложил Лиге Наций "изучить возможности создания в каждой стране посредством соглашений, ратифицирующихся в Лиге Наций, мест, районов или зон, которые были бы свободны от какой-либо военной активности или становились бы таковыми в период военных конфликтов ". В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время.

В военных конфликтах 1936-37 годах были созданы нейтральные зоны для некоторых категорий населения: в период Гражданской войны в Испании (1936 года Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 года Шанхай и Нанкин). Несмотря на то, что этот опыт оказался небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.

В период Второй Мировой войны ни одна из воевавших сторон не согласилась признать безопасные зоны в интересах другой стороны.

В 1949 года состоялась Женевская дипломатическая конференция, на которой были пересмотрены первые три Женевские конвенции и принята четвертая, касавшаяся защиты гражданского населения в период войны. Если проект конвенции по "Женевским зонам" предполагал создание больших зон, включающих в себя исторические или художественные ценности (памятники или даже города), способных стать убежищем для раненых, больных, женщин, детей и стариков, то Дипломатическая конференция разделила этот проект на две части.

С одной стороны, она ратифицировала существование "госпитальных зон и районов" для раненых и больных солдат (Статья 23, 1-ая Конвенция), защищенных эмблемой Красного Креста, а с другой стороны внесла дополнение о том, что "госпитальные и безопасные зоны и районы создаются для защиты от последствий войны раненых, больных, пожилых людей, инвалидов, детей до 15 лет, беременных и матерей с детьми до семи лет" (Статья 14, 4-ая Конвенция). Эти безопасные зоны должны быть обозначены знаком - наклонными красными полосами на белом фоне (Статья 6, Приложение 1).

Две наклонные красные полосы на белом фоне являлись эмблемой "Женевских зон" и присутствовали на эмблеме Международной организации гражданской обороны до 1998 года

Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат "Женевских зон" приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон. Совместно с правительствами европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. В 1954 года в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев. Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.

Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 года во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.

В январе 1958 года Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица.

Задачи были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, МОГО была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.

На базе своего нового статуса МОГО организовала в мае 1958 г. в Женеве Третью Всемирную конференцию по гражданской обороне, на которой присутствовало 130 делегатов из 33 стран, среди которых были представители первых трех правительств, принявших решение стать членами Организации: Египта, Ирана и Филиппин. Повестка дня Конференции включала следующие вопросы: радиоактивность атмосферы, децентрализация, эвакуация и укрытие населения в военное время, международный статус персонала гражданской обороны, защита культурного наследия.

В начале 60-х годов МОГО значительно расширила сферу своей деятельности от защиты населения в военное время до проблем природных и техногенных катастроф мирного времени.

В 1966 года прошла Вторая международная конференция по радиологической защите, на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил получить статус межправительственной организации.

Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.

Российская Федерация стала членом Международной организации гражданской обороны 6 мая 1993 года.

МЧС России как главное координирующее ведомство, обеспечивающее участие Российской Федерации в Международной организации гражданской обороны имеет разносторонний опыт успешного взаимодействия, как на двусторонней основе, так и в рамках реализации многосторонних инициатив.

В ходе 21-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО (апрель 2014 года) по итогам открытого голосования было принято решение о назначении российского представителя Владимира Кувшинова Генеральным Секретарем организации.

Это стало признанием важной роли нашей страны в международной системе гражданской обороны, подтверждением ценности российского опыта и технологий в этой области.

В настоящее время Российская Федерация является стратегическим партнером и крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России под эгидой МОГО реализовывать важнейшие проекты содействия международному развитию (СМР). Они включают в себя поставку тренажерных комплексов, снаряжения, технических средств обучения и образцов специальной техники для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров.

Основной целью сотрудничества с МОГО является комплексное укрепление национальных, региональных и международных потенциалов гражданской обороны и защиты населения в целях совершенствования готовности к чрезвычайным ситуациям различного характера, а также гуманитарное содействие и поддержка нуждающихся стран в развитии национальных структур гражданской защиты. Результатом такого взаимодействия являются внедрение новых методов и технологий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствование методик и стандартов подготовки профильных специалистов чрезвычайных служб, осуществляется обмен передовым опытом и укрепление международной кооперации в области предупреждения и ликвидации бедствий и катастроф.

В настоящий момент государствами-членами Международной организации гражданской обороны являются 56 стран, 18 государств имеют статус наблюдателей, кроме того 30 организаций являются ассоциированными членами МОГО.

МЧС России продолжает активную работу по реализации проектов содействия международному развитию под эгидой Международной организации гражданской обороны в ряде стран, включая Сербию, Южную Осетию, Абхазию, Кубу, Тунис, Иорданию, Камерун, Мали, Армению, Сирию и других стран.

В рамках международного сотрудничества МЧС России с другими странами действуют более 40 межправительственных соглашений с зарубежными странами. Установлены партнерские связи с Евросоюзом, организациями системы ООН, Черноморским экономическим сотрудничеством Совета Европы, МОГО, НАТО, ОАЭ, которые зафиксированы более чем 15 международных правовых документах.

Основными целями Международной организации гражданской обороны являются:

объединение и представление на международном уровне национальных служб гражданской защиты государств-членов,

содействие созданию и усилению структур гражданской защиты,

предоставление технической и консультативной помощи, разработка учебных программ для служб гражданской защиты,

обеспечение обмена передовым опытом между государствами-членами,

обобщение опыта управления действиями в чрезвычайных ситуациях для повышения эффективности международного взаимодействия в случае бедствий,

участие в распространении международного гуманитарного права в части, касающейся защиты гражданского населения и оказания ему помощи.

812

Оставить сообщение: